Анализ ЦА сайта актуален на разных этапах работы с веб-сайтом: от формирования дизайна и наполнения контентом до будущего СЕО-продвижения или разработки рекламной кампании. Причем практически любая маркетинговая стратегия подразумевает проработку целевой аудитории, и касается это не только онлайн-проектов. Способов сбора данных, моделирования поведения и тестирования новых продуктов сегодня существует много. Однако все они так или иначе основаны на классических принципах.
Просто говоря, целевая аудитория (ЦА) – люди, которых с большой вероятностью заинтересует ваш товар или услуга. Выделить такие группы людей помогают социально-демографические показатели, уточнение интересов и необходимость решения конкретных задач.
Чтобы определить свою целевую аудиторию, достаточно действовать по предложенному нами плану:
- Определите ваши цели. Возможно, вы хотите подобрать ца для уже работающего бизнеса, а, может быть, вы только планируете запуск проекта. Или необходимо уточнить аудиторию для одного из продуктов?
- Уточните, кому вы хотите продавать – конечному потребителю, посреднику или другому бизнесу.
- Аватар клиента. Выделите несколько портретов потенциальных покупателей. Кто они? При описании обратите внимание не только на описание социально-демографических показателей (пол, возраст, семейное положение, место работы), но и на то, как человек решает свою задачу при помощи вашего товара или услуги.
- Найдите точки соприкосновения. Где и как вы будете взаимодействовать со своей целевой аудиторией? Возможно, через органическую выдачу, например, с помощью баннерной рекламы и социальных сетей.
Рис. 1. Пример структуры аватара клиента
Целевая аудитория сайта и взаимодействие с ней с математической точностью. Актуальность сведений
Не стоит строить работу с ЦА исключительно на обобщенных показателях. Если внедрить знания об аудитории в продвижение в неподходящее время, можно решить, что данные собраны неверно и реклама не работает. Поэтому после составления клиентских аватаров важно обратить внимание на спрос. Изучить его совсем несложно, пользуясь доступными инструментами.
Немаловажные показатели – сезонность и тренды. При помощи инструментов Яндекс.Wordstat и Google Trends получится отследить, какие именно запросы актуальны данный в момент. Это важно и для составления контент-планов, и для выполнения работ по продвижению. Почему сейчас не покупают, например, утюги? Возможно, кто-то создал инфоповод вокруг отпаривателя. Важно также понимать, что тренды, которые были востребованы месяц или год назад, сегодня уже не покажут былой эффективности.
Рис. 2. Спрос аудитории по запросу «купить автомобиль» в Google Trends
Изучение сезонности помогает предугадывать востребованность продвигаемого продукта или услуги в относительно долгосрочной перспективе. Самые сезонные товары – лыжи, кондиционеры, шубы.
К слову, Вордстат от Яндекса полезен еще и возможностью узнать, как именно аудитория ищет интересующий контент. В частности речь идет о формулировках поисковых запросов, сопутстствующих запросах, графиках изменения спроса.
Рис. 3. История запроса «купить автомобиль» по региону «Москва и область в Яндекс.Вордстат
Как правильно проверить знания о целевой аудитории
Сделать сведения о целевой аудитории структурированными и доступными для специалистов разного уровня позволят некоторые сервисы:
- Яндекс.Взгляд – средство для обширного анализа аудитории сразу по нескольким показателям, используется мнение около 50 млн. человек, в основе лежат краткие опросники;
- Google Data Studio – дашборд для визуализации и удобного распределения сведений, синхронизация с Google Docs позволит организовать единый массив данных и распределить уровни доступа между сотрудниками, участвующими в анализе ЦА.
- Сервисы для парсинга аудиторий (Церебро, Target Hunter и другие)
Рис. 4. Пример опроса для уточнения лояльности аудитории в Яндекс.Взгляд
Проверка информации из сторонних источников необходима. Но, несмотря на многочисленные аргументы в пользу применения аналитических систем, доверять им полностью нельзя. Машинное обучение и искусственный интеллект значительно облегчают работу маркетологов, однако надо помнить – идеально отлаженные машины допускают ошибки, если запросить неверные начальные параметры (наши представления о реальной аудитории)