Персональный поиск позволяет поисковым системам работать с выдачей, основываясь на личных предпочтениях людей. При этом рассматриваются как разовые сессии, так и аналитика, основанная на долгосрочном наблюдении.
Персонализация выдачи в поисковых системах - что это?
Персонализация поиска – это технологии, которые используют поисковые системы на основе анализа многочисленных поведенческих факторов, истории поиска и времени, проведенного пользователями на конкретных сайтах, для того, чтобы давать конкретному пользователю индивидуальный ответ по ключевому запросу.
Если просто, то разные люди по одному и тому же запросу могут получать разные результаты поиска. Эти результаты основываются на поведении и интересах человека. Суть технологии в том, чтобы сделать поисковую систему еще более полезной и адресной.
Рис.1. Иллюстрация персонализированной выдачи по запросу «Заказать пиццу» в Яндексе
Как работает индивидуальный поиск
Нюансы формирования результатов
При формировании результатов система собирает всю доступную информацию о пользователе. Среди наиболее важных факторов:
- наиболее посещаемые сайты;
- виды запросов, сделанные как в рамках текущей сессии, так и в прошлом;
- восприятие пользователем информации на иностранных языках (чаще всего систему интересует английский);
- долгосрочные сферы интересов (основанные на истории поиска),
- формулировка текущего запроса.
Зачем и как применить данные знания?
При SEO-продвижении учитывать аспекты персонификации необходимо в обязательном порядке. Главные аспекты – принадлежность к конкретному региону и сфера интересов человека.
- В Яндексе с 2013 года действует алгоритм “Калининград”, главный смысл работы которого заключается в следующем: пользователи из разных регионов вводят одинаковый поисковый запрос, однако выдачи в ТОП-10 для них будут существенно отличаться.
- Система дополнительно проводит анализ посещенных ранее веб-сайтов. Если какой-либо сайт уже посещался более одного раза и был полезен, то для посетителя он будет выводиться выше. Если такие сайты обладают схожей с запросом тематикой, то они также автоматически подтянутся к более высоким позициям.
- Выдача также строится на схожих по тематике запросах, которые конкретный человек использовал ранее. К примеру, запрос “продукция mac” может давать результатом и продукцию косметической компании, и товары бренда электроники, и сайт сетевого ресторана быстрого питания. Какой ответ получит пользователь, зависит от поведенческих факторов и истории поиска.
Система персональных подсказок
Помимо формирования выдачи, основанной на индивидуальных предпочтениях пользователя, поисковик использует собственную систему анализа для подготовки подсказок. Решающий аргумент – использование человеком тематических поисковых запросов ранее. Каждая фраза сохраняется алгоритмом и разбивается на отдельные слова.
Если в будущем посетитель введет запрос, в котором встречаются ранее сохраненные элементы, то система автоматически подготовит ряд тематических подсказок. Пользоваться ими или же проигнорировать – посетитель решает самостоятельно, однако ТОП выдачи сформируется с учетом уже определенной тематики.
Рис 2. Подсказки по запросу «уборка квартир» в Яндексе
Рис 3. Подсказки по запросу «купить mac» в Яндексе
Как отключить персонализацию поисковой выдачи
Иногда владельцу сайта важно посмотреть результаты поиска по актуальным запросам минуя персональные настройки поисковика. Для этого достаточно отключить персонификацию. Сделать это можно двумя способами:
- Просмотреть страницу через вкладку “Инкогнито”. Такое решение позволит увидеть результаты по запросу, как увидел бы их новый пользователь. Для этого выберите пункт меню “Новое окно в режиме инкогнито” или используйте горячие клавиши Ctrl + Shift + N
Рис 4. Включение режима «Инкогнито» в браузере Google Chrome
- Отключив настройки персональной выдачи на странице поисковой системы: https://yandex.ru/search/customize. Для этого достаточно убрать галочку в разделе “Персональный поиск” Если данный способ не заработал, имеет смысл включить cookies в настройках браузера.
Рис 5. Отключение персонального поиска в настройках Яндекса